1
Основное меню
Объявление

Продаются два земельных участка в селе Лыково каждый площадью 50 стоток для строительства индивидуального жилья. Просим обращаться тех, кто хочет построить дом в живописном месте рядом с храмом, чтобы стать его добрым прихожанином. Рядом с участком имеется водопровод и в этом году село будет газифицировано. По всем вопросам обращаться по тел.храма или же чере сайт администрации МО Юрьев-Польский р-н.

Тел.: 49(246) 5 44 53, 89107768429 E-mail: Lukovo@yandex.ru

Календарь

Фотогаллерея

В Храме

 

Духовно-нравственное воспитание молодежи.

Священник Дионисий Комчихин

nikon.jpg

Духовно-нравственное воспитание молодежи.

(Методы и пути реализации).      

      Прежде чем начать разговор о духовно-нравственном воспитании нашей молодежи, необходимо преждевсего разобраться в понятиях: что мы подразумеваем под термином«духовно-нравственное воспитание», чем хотим наполнить или уже наполняем? И каков образ современного воспитуемого, а именно - молодежи? Без тщательного исследования данного вопроса можно перепутать понятия и совершить непоправимые ошибки, которые уже в ряде моментов свершились. Разбирая термин, мы сталкиваемся с понятиями духовности, нравственности и воспитания. 

 

 

 



                                                                                                  Священник Дионисий Комчихин

Настоятель Прихода Свято-Покровского

с.Лыково Юрьев-Польского р-на,

сотрудник епархиальных отделов

по работе с молодежью и

                                                                                                             образованию и катехизации 

Духовно-нравственное воспитание молодежи.

(Методы и пути реализации).       

                                                                                                        

«Веселись юноша в юности твоей,

и да вкушает сердце твое радости во дни

юности твоей, и ходи по путям сердца твоего

и по видению очей твоих: только знай,что за

все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль

от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего...

и помни Создателя твоего во дни юности твоей»

(Еккл.11, 9 - 12, 1).

«В эпоху нравственного релятивизма,когда пропаганда

насилия и разврата похищает души молодыхлюдей, мы не

можем спокойно ждать, когда молодежь обратиться ко Христу:

мы должны идти навстречу молодым людям -как бы это ни было

трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, - помогая им

обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание

того, что есть подлинное человеческое счастье».

Из интронизационного слова Святейшего Патриарха

Московского и всея Руси Кирилла 1февраля 2009 г.

      Прежде чем начать разговор о духовно-нравственном воспитании нашей молодежи, необходимо преждевсего разобраться в понятиях: что мы подразумеваем под термином«духовно-нравственное воспитание», чем хотим наполнить или уже наполняем? И каков образ современного воспитуемого, а именно - молодежи? Без тщательного исследования данного вопроса можно перепутать понятия и совершить непоправимые ошибки, которые уже в ряде моментов свершились. Разбирая термин, мы сталкиваемся с понятиями духовности, нравственности и воспитания.

     Что же такое духовность и каково ее место в системе современного воспитания? Если подойти богословски к этому понятию, а это и есть правильное определение, то духовность- это реализация осмысленного свободного выбора человеком вечного бытия как высшей ценности и стремление к связи с Богом. Духовность всегда личностна и рассматривается как основная из черт личности. Сам Христос являет нам Высочайшую Личность, раскрывая внутренний мир человека. Путь духовности - это стремление к Богообщению и Богоподобию, что достигается через духовную жизнь -жизнь духа. И, исходя из этого, человек выбирает жизнь как вечную ценность,дающую ему возможность Богообщения. Человек, пришедший в мир, должен сознательно принять дар жизни, увидеть ценность своего личного бытия. Христианская антропология, христианское видение человека рассматривает человека как носителя образа Божия, имеющего свободную волю и возможность перерастания в подобие Его.И как раз, через применение понятия «духовность» воспитательный процесс будет способен ответить на вопросы, возникающие у молодого человека: «Зачем я живу?»,«Что такое мое я?» и «Есть ли в этой жизни некий смысл?»  Правильный подход к раскрытию понятия «духовности» приведет нас безусловно к религиозному аспекту, хотя в светском понимании «духовность» можно рассмотреть как способность человека к саморазвитию и самоопределению. Через раскрытие в данном контексте имеющегося понятия, мы сможем раскрыть молодому человеку совершенно иной мир - мир радости безгедонистических устремлений и, как следствие их, - пустоты. «Христианство - это вечная радость, - говорил Святейший Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом, на съезде православной молодежи в Москве, - но не нарочитая стодолларовая улыбка, а не оскудевающее радование о Господе и Мире Божием».Погрузиться без иллюзий в мир бытийной радости безусловно способствует «предками данная мудрость народная», которая черпалась из кладязя православной веры и черпается теперь. Вот как на вопрос о духовности отвечал академик Д.С.Лихачев: «Что такое духовность? Конечно же не образованность. Разве мало образованных циников! Культура -ближе, потому что культура - это не только знания, но еще идеалы,нравственность, традиции, определенный опыт... И все же нельзя говорить одуховности, не подразумевая непременного религиозного мироощущения. Но, думаю,и без культуры (если, разумеется, понимать ее не как сумму каких-то знаний, акак традиции того или иного народа) вместо духовности может возникнуть лишь фанатизм. Православная вера - это еще и высокая культура, и наоборот: вся русская культура немыслима без преемственности православных традиций».Также академик отмечал, что отсутствие духовности - бездуховность приводит к пустоте, которая по своей сути агрессивна, что и можно наблюдать в жизнедеятельности нашей молодежи, которая,кстати, является плодом нашего воспитания. «Пустота создает шум, - говорил Лихачев, - в котором скрывается бездуховность». Этим то шумом, порой, и наполнено во всем многообразии существование нашего молодого поколения и,отсюда, ни в коем случае нельзя шумом же ее вытеснять (т.е. подменами духовности в виде представления молодежи всевозможных средств к огульному развлечению, вовлечению в псевдохристианские и оккультные культы и примерками чуждых нашей ментальности культур, праздников и традиций на  образ мышления, генетически заложенного предыдущими поколениями). «Как юноше содержать в чистоте путь свой? - вопрошает псалмопевец Давид, - Хранением себя по слову Твоему. Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих» (Псал. 118, 9-10).Поэтому, к понятию духовности в современной системе воспитательного процесса надо подойти грамотно и осторожно, чтобы не совершить опасных подмен.

     С понятием «духовности» неразрывно связана нравственность, через которую человек познает мораль. Философ Владимир Соловьев определял нравственность «как систематический указатель правового пути жизненных странствий» человека.Нравственность, по его мнению, реализуется в трех переживаниях: стыд, жалость и благоговение. Они помогают человеку понять суть добра, раскрывают его негативные черты характера, подводят к пониманию любви. Любовь здесь противопоставляется эгоизму, бесстыдству и безжалостности. Любовь же, вытекающая из понимания нравственности, позволяет правильно усвоить мораль (закон,заповеди) и быть законопослушным в социальном и религиозном аспектах жизнедеятельности. Только в этом понимании возможно приступить к нравственному воспитанию, избежав обычного морализаторства и подавления личности (о чем и говорилось выше), которых не выносит молодежь, постоянно против этого протестуяи восставая. Мораль без любви просто не воспринимается, а как правило,отвергается.

     Слово«воспитание» довольно привычное, но если разобраться, то в нем сокрыт глубочайший смысл в понимании указанной нами проблеме. Как указываетисследователь А.В.Мудрик,«термин«воспитание» впервые используется в славянских текстах в 1056 году в Остромировом Евангелии. С того же времени оно широко употребляется в бытовом словаре в значении «вскармливать, взращивать», а сXVI в. - взначении «наставлять». Известный дореволюционный педагог И.Скворцов трактовал слово «воспитание» как сочетание слов «питание» и приставки «вос»(вверх, в вышину) - питание ребенка до достижения им полного возраста.А.А.Игнатов отмечает, что здесь «приставка«вос» имеет отношение не только к продвижению ребенка по возрастной шкале, но ик духовной устремленности» и «различные системы воспитания отличаются друг от друга прежде всего качеством этого питания и его направлением».Современная педагогическая наука трактует воспитание, как подготовку, приспособление человека к жизни в обществе. Но нам здесь все-таки важно определить воспитание, как некую пищу, употребив которую,наступит насыщение и удовлетворение в духовном плане, что возвысит человека,придав ему силу жизни и радость. Н.И.Пирогов называл вопрос о воспитании  «вопросом жизни» и, поэтому, православная педагогика рассматривает цель воспитания вподготовке ребенка к вечной жизни, к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и, чтобы смерть не была духовной катастрофой. Такая позиция как раз и противопоставляется молодежному гедонизму - стремлению к развлечениям и удовольствиям.  «...Знай, что за все это Бог приведет тебя на суд»(Еккл. 11,9), - предупреждает ветхозаветный Соломон. Осознание предстоящей и неизбежной смерти воспитывает человека, не случайно свт.Игнатий Брянчанинов называет смерть вселенским учителем. Подготовка, а не ожидание предполагает созидающую и преобразующую работу, направленную не только на просвещение человека, но и на наполнение его истиной, красотой и добром, на освобождение человека от несовершенства, на раскрытие полноты образа Божия в нем. В этом, на мой взгляд, отчасти и раскрывается суть истинного воспитания, упраздняющего пустоту и агрессивность, а в целом, -бездуховность. Подходя к реализации молодежного воспитания, необходимо отнестись к  молодому поколению, как к образу Божию и через вскармливание их поколебавшихся душ истиной, привести кподлинной радости и счастью. Это путь реставратора в обновлении потускневшей от обстоятельств времени иконы. Таким образом, воспитание можно определить как специально организованный, управляемый и контролируемый процесс взращивания,поддержки воспитуемого и взаимодействия с ним; конечной своей целью имеющее возрождение, освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение,освобождение от пороков.

     Теперь поговоримо воспитуемых - нашей молодежи. При слове «молодежь» хочется вместе с классиком вздохнуть: «О времена, о нравы!».  «Возраст их сверхтруден, - констатировал Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий на общеепархиальном собрании, -но благодать Божия не знает границ и тяжестей. Есть замечательные, чистые души юношей и девушек. Но за них надо молиться и молиться, ибо завистник их не терпит их устремлений к Богу.Несомненно, происходит нынче борьба за человека, где мы не должны дремать испать, но трудиться пастырски, с Богом и это даст добрые плоды...»Не так уж плоха наша молодежь, как мы привыкли о ней думать. Какое поколение называем мы сегодня молодежью? Если внимательно присмотреться, то увидим - это те, кто вырос в тяжелейшие годы отчуждения, т.е. дети недополучившие элементарной родительской любви и ласки. Очень часто мы осуждаем молодое поколение, их поведение, одежду, увлечения, но кто в этом виноват, кто подтолкнул их на такие шаги и к этому выбору? Несомненно, мы - взрослые, наша хладность, вызванная дефицитом любви и фальшью. «Молодому поколению нередко приходится выслушивать обидные обвинительные речи, -говорил ныне покойный Святейший Патриарх Алексий II, -Кого-то раздражают и пугают молодежная культура, бурная общественная активностьмолодых людей, их привычки и увлечения, манера одеваться и говорить. Но не злоупотребляем ли мы критикой? Не слишком ли много времени тратим на то, чтобы поставить «диагноз духовных болезней»? Не упускаем ли при этом саму возможность помочь молодым людям, открыть им путь к истине Христовой и к добродетельнойжизни? Убежден, что по отношению к молодежи мы часто бываем несправедливы...»  Возникает извечный вопрос: кто виноват?

      Молодым людям свойственны протесты, стремление к максимализму и нигилизму, которые вызваны в них нашим поведением и моралью.Они росли в кризисный период, где каждый был занят собой. Государство сменило идеологию и занималось внутриполитическими вопросами, контроль с его стороны был ослаблен, а то и вовсе нейтрализован. Церковь, освободившись от 70-летнего тоталитарного плена, восстанавливалась из руин и постепенно вставала на ноги, с трудом преодолевая последствия хамова царства. Усиление кризиса института семьи разрушило понятие семейного воспитания: было утрачено представление овоспитании как жертвенной родительской любви, добровольном «крестоношении»,ежедневном труде. Зачастую родители, в силу духовной и психологической безграмотности, отгородились от ребенка экономическими трудностями и периодическими откупками средствами дорогих подарков. Лишение родителями своих детей духовной общности, эмоциональной сопричастности, живого общения обрекли их на одиночество в собственной семье. Воспитывали таких «одиноких» детей телевизор, журналы сомнительного содержания, компьютер и улица.

    Оказались также прерванными и педагогические традиции. Дети находились в условиях постоянных непродуманных экспериментов в школе. Увлечение т.н. инновациями привело педагогику к бюрократии - отчеты, сводки, всевозможные бумаги и т.д. Стремление к качеству образования на больших скоростях вытесняет из школьной системы воспитательную компоненту.«Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание», - писалА.Сент-Экзюпери. Образованный, но не воспитанный человек может спокойно усомниться в своей человечности. Великий русский педагог К.Д.Ушинский предупреждал: «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». Одной из причин негативного социального поведения молодежи Святейший Патриарх Алексий II видел «в длительном периоде идеологизированного воспитания молодых поколений,основанного на негативном отношении ко многим отечественным гражданско-патриотическим и духовно-нравственным традициям».  Это даже и сегодня продолжает иметь место.Также причинами современных негативных явлений в жизни молодежи Святейший называл и «недостаточную развитость гражданского общества» и «пропаганда разврата через СМИ». В своем недавнем обращении к работникам образованияСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: « Современное образование должно обрести духовный стержень. Поэтому так важно, чтобы высшая и средняя школа не только давали молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывали его как личность, прививали любовь и уважение к семье, учили любить свое Отечество изаботиться о его благополучии». Причины болезней нашей молодежи, я думаю,многим очевидны и их можно смело озвучить словами святого пророка Иеремии: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер.31,29).

     В сознании и действиях нашей современной молодежи устойчивы такие негативные явления, как высокий уровень нигилизма,  правового конформизма; эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, низкий культурный уровень, утрата чувства ответственностии долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Сегодня,решая вопросы воспитания  молодого поколения, мы сталкиваемся с тенденциями т.н. «короткого» гедонизма, который непомышляет о вечности, не думает о том, что будет через шесть месяцев и даже отом, что будет на следующее утро: наслаждаться сейчас, платить потом. Исходя из позиции человека живущего коротким гедонизмом, любые попытки воспитать,вызывают ощущение невыносимого угнетения. Конфликт между тем, чего мы хотим, итем, что нам нужно очевиден и вести здесь диалог весьма сложно. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое,которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7, 19-20).  Поэтому, в подходе к методам воспитания молодежи необходим авторитет, который бы повел молодость к правильным позициям.Отсутствие на сегодня авторитетов и духовных руководителей, по мнению Святейшего Патриарха Кирилла, является главной проблемой в разговоре с молодежью. И разговор с ними необходимо строить не свысока, а через снисхождение с высот своего опыта и знаний до личностного уровня воспитуемого, по апостольски:«Для всех я сделался всем, чтобы спастипо крайней мере некоторых» (1Кор.9,22).

     Подход к делу духовно-нравственного воспитания молодежи реализуется только через любовь,«которая не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается,...все покрывает, всему верит,всего надеется, все переносит» (1Кор. 13,5-7), через знание проблем,простоту и доверительность общения. «...Говорить о проблемах с молодежью надо тем же языком, которым следует говорить с людьми старших поколений, - говорит Святейший Патриарх Кирилл, - и не должно быть никакого сюсюканья,никакого подыгрывания. С молодежью следует говорить абсолютно также, как мы говорим со всеми остальными: в первую очередь, с большим уважением и любовью,ибо молодежь - это потенциал будущего, но одновременно - на совершенно серьезном языке взрослых». Юность и молодость не переносят фальши и лицемерия, отзываясь на них протестами. Их максимализм и ранняя взрослость способны рождать все новые и новые протесты через элементы субкультуры. Наверное, о них Пушкин некогда поэтически сказал: «как мало прожито, как много пережито». Они ранимы, т.к. были одиноки и понимание с нашей стороны способно возродить в них искры духовности, нравственности и святости. Они не готовы ждать и учиться на ошибках. В поисках правды и ответовна жгучие вопросы жизни они обращаются туда, где чувствуют заинтересованность в себе, где ощущают присутствие истины и находят вкус духовной подлинности.  Польский писатель и педагог Януш Корчак писал: «Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей». Молодой человек готов признавать настоящие авторитеты, но никогда не простит даже намека на пренебрежение своей личностью, сомнения в собственном потенциале.

     Путь духовно-нравственного воспитания молодежи тернист и сложен; это диалог противоборства, но каждый из нас безусловно понимает, что молодежь - это наше продолжение и, что мы в нее вложим, то и будет в будущем составляющей нашего дорогого Отечества. Пища, которой напитаем их сердца или яд, который вольем вних - все это зависит только от нас воспитателей: родителей, священников,педагогов, социальных работников и администраторов. Что хотим им даровать -жизнь или смерть, радость или слезы? Главное - не быть равнодушными и не отгораживаться от них создание проблем и извечным: не до вас, некогда... В реализации подходов к делу духовно-нравственного воспитания молодого поколения должно быть органичное взаимодействие Церкви, школы, общества и семьи, которое приведет наших детей косознанию нравственности, как стабильности в жизненном пути. «Чем раньше человечество поймет, что нравственность - это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества,всей человеческой цивилизации, тем лучше, - говорит Святейший Патриарх Кирилл, - если это поймет наша молодежь -мы будем самыми сильными, потому что сила нации - в силе духа».

 Библиография:

  1. Библия  М. РБО,1998 г.
  2. Д.С.Лихачев. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М.,2006
  3. «Неизвестный» Патриарх Кирилл  М. Даниловский благовестник, 2009
  4. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры  М. Издательство ПСТГУ, 2008
  5. Мудрые мысли. Избранные афоризмы. М. Рипол-классик, 2001
  6. Е.Морозова.  Гармония в семье и браке. М. Даниловский благовестник, 2009
  7. Архиепископ Евлогий (Смирнов). Доклад на общеепархиальном собрании 27 декабря 2007 года.  Изд.отдел Владимирской епархии, 2007
  8. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 24 декабря 2007 года. М. Изд.совет РПЦ, 2008
  9. Съезд православной молодежи 13-16 мая 2001 г. в Москве. Материалы. М., 2001
  10. Наша школа №5 2003 г. Педагогическая мастерская: Опыт и проблемы духовно-нравственного воспитания (региональный аспект). Владимир, ВИПКРО, 2003
  11. ЖМП №6 2009 г. Документы XIII Всемирного Русского Народного Собора 22-24 мая 2009 года
  12. Журнал Фома, август 2009 С.Худиев «Что такое Закон Божий».
  13. Обращение Предстоятеля Русской Церкви организаторам и участникам Образовательных чтений ЦФО «Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи» http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31956.htm
 
Доклад М.В.Сураевой »


По благословлению Высокопресвящейнешего Евлогия Архиепископа Владимирского и Суздальского 

Сайт Прихода Свято-Покровского села Лыково Юрьев-Польского р-на Владимирской епархии.

 
Полезные ссылки
Последние статьи
Популярное
Опросы
Необходимо ли сегодня в школе присутствие священника?

Россия Православная
найти номер телефона в севастополе база прога для перехвата звонков смс справочник телефонов домодедово тут ссылка справочник телефонов г красноярска ссылка ссылка ссылка на сайте здесь телефонная узнать местоположение человека по номеру телефона здесь справочник адресов города иваново найти местоположение номера мобильного на украине определение местоположения с помощью телефона справочник телефонов конотопа справочник телефонов город орел база адресов справочник телефонов и адресов фирм адресная телефонная база волгоград квартиры найти человека по номеру телефона приморского края поиск человека тут здесь справочник телефонов в киришах московской области по адресу и телефону поиск людей по адресной книге поиск людей по девичим фамилии поиск адреса по номеру мобильного телефона в мурманске справочник телефонов в городе гатчина здесь телефонная поиск человека по домашнему номеру телефона справочник телефонов база данных телефонов mts в беларуси как программа для справочник домашних адрес по тут база данных сети билайна база данных мегафон-урал определить местонахождение человека по компьютеру купить дапоксетин sitemap